ИНФОРМЕРЫ
АКТУАЛЬНО

Интервью министра Николая Панасенко

19.12.2007

Интервью министра Николая Панасенко
Минприроды знает, что делать с отходами

ПРОРЫВ

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края на минувшем заседании Правительства края предложило Ставрополью оптимальный путь выхода из "мусорной проблемы". Прежде чем выносить свои идеи на широкое обсуждение, в министерстве проделали значительную работу - детально изучили нюансы действующего законодательства, нынешнее положение в области обращения с отходами производства и потребления в городах и селах, передовой опыт других российских регионов. Результатом стал конкретный, продуманный и обоснованный план действий. Рекомендации Минприроды были поддержаны участниками заседания и приняты членами Правительства края.

Впервые было сказано, как наладить систему обращения с отходами и навсегда избавиться от позорных стихийных свалок.

Что легло в основу разработок министерства, каким ведомствам нужно подключиться к совместной работе, сколько денег и времени она потребует? На эти и другие вопросы отвечает министр Николай Панасенко.
Министр Николай Панасенко

- Николай Сергеевич, Ваше выступление на последнем заседании Правительства края было наполнено конструктивными и жизнеспособными мыслями по решению проблемы обращения с отходами на Ставрополье. Чувствовалось, что Минприроды края имеет реалистичное представление и о положении дел, и об имеющихся возможностях принципиально его улучшить...

Н.С.: Мы много сделали, чтобы правильно понять ситуацию и ощутить контроль над ней. Наше министерство работает относительно недавно, - еще нет трёх лет, - а "проблема отходов" (коротко назовём ее так) - существует (и усугубляется!) гораздо дольше. Приближаться к ней вплотную мы начали после того, как в структуре министерства год назад появилась служба государственного экологического контроля. Год ее работы дал нам понять, - не "на пальцах", а на деле, - что половина экологических правонарушений в крае приходится на область обращения с отходами. Это, пожалуй, и есть главная экологическая беда Ставрополья. До сих пор с ней боролись на уровне эмоций и авральных мер.

- Это дало свои результаты - всем должно быть стыдно, что у нас так много стихийных свалок, и каждый должен чувствовать свою причастность к экологическому благополучию родного края.

Н.С.: Да, с этой точки зрения, субботники и экологические десанты - полезная мера. Но она не дает главного - системы обращения с отходами. Каждая выброшенная на дорогу пластиковая бутылка - маленькое экологическое преступление. У преступления есть виновник, а у мусора - должно быть свое место. Пример, конечно, весьма утилитарный, но он наглядно иллюстрирует основу системы обращения с отходами во всем цивилизованном мире. "Хозяева" отходов - как промышленных, так и бытовых - должны заботиться об их дальнейшей "судьб" и отвечать за ненадлежащее обращение с ними. Роль государственной власти и местного самоуправления - создать "каркас" такой системы и условия для неё, контролировать ее работу и помочь с деньгами (на первом этапе). Мы сейчас находимся в самом начале этой цепочки действий.

- В каком правовом поле лежат эти действия?

Н.С.: В России основные отношения в области обращения с отходами регулируют Федеральные законы "Об отходах", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии", "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального хозяйства", "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Последний закон назову базовым. Там описан фундамент, на котором должна держаться вся система - это органы местного самоуправления. Именно они, на уровне поселений, должны заниматься сбором и вывозом твёрдых бытовых отходов, а на уровне районных администраций - организовывать их утилизацию.

- Как уже всем известно, 47 глав муниципальных образований пострадали от службы госэкоконтроля за ненадлежащее исполнение этих полномочий. Насколько эта цифра отражает плачевность ситуации, сложившейся в крае?

Н.С.: Штрафовать можно и нужно еще. Но это не может быть главной мерой. Готовясь к разговору на уровне Правительства края, мы провели в муниципалитетах масштабную работу. Выяснили, сколько образуется мусора и где, как построена тарифная система, как работают полигоны ТБО. Спросили у муниципалов - что вам нужно, чтобы довести работу с отходами до уровня соответствия технологическим и санитарным требованиям? У нас была специальная анкета, которую заполнили руководители муниципалитетов. Полученная информация показала, что большинство муниципалитетов не имеет предложений по решению проблемы, не знает цены вопроса. Не разработаны и не утверждены генеральные схемы очистки населённых пунктов, отсутствуют экономические обоснования дальнейших действий, необходимая инфраструктура. По оценке органов местного самоуправления, в крае необходимо построить 102 полигона, 18 мусоросортировочных и 14 перегрузочных станций, оборудовать 572 площадки для временного хранения и первичной переработки отходов. Для их сбора и вывоза необходимо приобрести 642 мусоровоза и более 20 тысяч контейнеров. На это потребуется около 2 миллиардов рублей.

И это только для системы обращения с твёрдыми бытовыми отходами, которых в крае образуется около 2,5 миллионов тонн.

- Где же взять деньги на строительство полигонов, спецавтотранспорт, контейнеры?

Н.С.: Мы убеждены, что одним из источников финансирования природоохранных проектов должны быть средства от платежей за негативное воздействие на окружающую среду. По определению Конституционного Суда - эта плата носит компенсационный характер и возмещает ущерб, причинённый природе. Сбор платежей пока налажен слабо.

В прошлом году сумма платы за негативное воздействие от предприятий и организаций в доходы краевого и местных бюджетов составила 71,26 млн. рублей, а могла быть значительно больше. Причина в том, что база плательщиков сформирована лишь на треть. Из 40 тысяч хозяйствующих субъектов, зарегистрированных федеральной налоговой службой, платят только 11 тысяч, что составляет 27,5 %.

Выход здесь один: надо объединить усилия федеральных и краевых органов исполнительной власти и муниципалитетов по увеличению собираемости платежей. Поскольку 80 процентов суммы сбора остаётся в крае.

В местные бюджеты зачисляются административные штрафы за экологические правонарушения. Несомненно, эти средства тоже должны направляться на мероприятия, связанные с экологической безопасностью.

- Николай Сергеевич, мы все время говорим об относительно безвредных бытовых отходах. А как быть с промышленными?

Н.С.: Да, еще есть специфические медицинские отходы, различные опасные промышленные отходы, "автомобильные" - резиновые покрышки, отработанные масла и старые аккумуляторы - их запрещено размещать на обычных свалках.
Одна из главных экологических проблем Ставрополья – отсутствие системы обращения с отходами.

Промышленные отходы принадлежат к компетенции не нашего министерства, а Ростехнадзора. Это федеральное ведомство их учитывает, лицензирует все виды деятельности с ними, осуществляет контроль за переработкой и безопасностью хранения.

Кстати, Ростехнадзор является и администратором платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Вы видите, как остро нам нужно активное содействие этого ведомства.

- Продумывая возможную систему обращения с отходами для Ставрополья, обращались ли специалисты Минприроды к опыту других регионов?

Н.С.: Конечно. в Москве много лет действует система региональной поддержки деятельности организаций природоохранной направленности. Переработка отходов дотируется до уровня рентабельности предприятия, а тарифы учитывают технологическую сложность и себестоимость утилизации отходов.

На уровне местного самоуправления законодательство разрешает создавать условия для экологического бизнеса и стимулировать его. Например, в виде освобождения предприятий от земельного налога или арендной платы. Вполне реально разработать в крае Положение о субсидировании процентной ставки по кредитам, полученным для внедрения комплексов по сортировке и переработке отходов. Существует лизинг для приобретения дорогостоящего оборудования и установок по утилизации отходов.

Руководителям муниципалитетов необходимо стимулировать предпринимательскую деятельность и привлекать инвесторов для внедрения новых технологий утилизации отходов.

В настоящее время в крае не созданы условия для развития экологического бизнеса. Катастрофически мало предприятий - переработчиков.

- Что можно сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему?

Н.С.: Приведу один пример. Изучая опыт соседних регионов по привлечению инвесторов для решения муниципальных проблем, специалисты министерства ознакомились с интересным предложением.

Строительная фирма, за счет собственных средств, рекультивирует свалку. Далее, на этом земельном участке устанавливает, например, Воронежскую установку по сортировке и переработке отходов. Её стоимость, для такого района как Шпаковский, составляет 22 миллиона рублей. За неё платит инвестор. Одновременно, у администрации инвестор просит земельный участок под застройку его жилыми домами - также за счет собственных средств. Затем, от 5 до 10 % готовой жилой площади безвозмездно передает муниципалитету. Как вы считаете - это выгодно? В таком проекте создаётся 600 рабочих мест, решаются жилищные и экологические проблемы, а также занятости населения. Таких предложений немало, и нужны практические шаги органов местного самоуправления по их воплощению в жизнь.

Нет сомнений, что нынешний кадровый потенциал муниципалитетов - это достаточно компетентные, грамотные, опытные люди, и им по плечу воплощение новых идей. Надо только взяться!

В каждом регионе самостоятельно выбирают вариант создания системы обращения с отходами - исходя их местных условий.

Например, в Республике Башкортостан (она считается одним из лидеров государственного экологического управления в России) за десять лет было разработано 35 проектов полигонов ТБО. Сегодня эксплуатируется 27 и размещены они в наиболее урбанизированных узлах региона - городах и крупных сельских поселениях. Четыре года назад Правительством Республики создано Государственное унитарное предприятие, - по сути, координирующий центр. ГУП располагает базой данных о количестве и "движении отходов", оказывает консалтинговые услуги, принимает на полигоны отходы, поступающие с территорий муниципальных образований, решает важнейшие задачи по внедрению новых технологий, в том числе, санации свалок, выведенных из эксплуатации, и возврату нарушенных земель в хозяйственное использование.

Главы поселений республики имеют серьёзную поддержку от службы госэкоконтроля, поскольку 150 инспекторов по охране природы и специалисты лаборатории - не дают покоя ни населению, ни хозяйствующим субъектам. Экспертные аналитические заключения подтверждают в суде сумму причиненного природе ущерба. В результате - ежегодно на проведение экологических мероприятий с нарушителей взыскиваются десятки миллионов рублей. Содержание лаборатории обходится республиканскому бюджету в 40 миллионов рублей, а зарабатывает это госучреждение четверть миллиарда.

К сожалению, у нашего министерства такой лаборатории нет, и это сейчас большой пробел в нашей работе. Да и служба госэкоконтроля состоит из 15 инспекторов, обслуживающих 26 муниципальных районов и 9 городских округов, при этом проверкам подлежат более 30 тысяч хозяйствующих субъектов.

- Есть ли на Ставрополье муниципалитеты - "лидеры экологического управления"

Н.С.: Есть. В ряде населенных пунктов края есть проектно-сметная документация на строительство современных полигонов - в городах Георгиевске, Лермонтове, Невинномысске, Благодарном, Новоалександровске, селе Левокумском и станице Суворовской. Уже с будущего года, при наличии средств, можно двигаться дальше. Строительство таких объектов не по силам муниципальным бюджетам. Практика показывает, что дело сдвигается с мёртвой точки только в тех регионах, где используются и бюджетные средства субъектов наряду с внебюджетными источниками и муниципальными деньгами.

- Итак, мы подошли к сути предложений Минприроды края.

Н.С.: Необходимо по опыту Уфы, Казани, Москвы, С-Петербурга разработать краевую целевую программу "Отходы", в которой следует конкретизировать состав мероприятий, исполнителей и средства для этого.

Учитывая, что проблема отходов имеет межведомственный характер, разработчиками программы должны стать не только министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, но и министерство ЖКХ, строительства и архитектуры края, министерства промышленности, транспорта и связи края. Мы должны совместно разработать эту краевую целевую программу: определить ее цели, мероприятия и источники финансирования.

К сожалению, говорить о принятой в европейских странах системе (когда сортировку мусора производят сами граждане еще у себя дома) для наших условий - пока преждевременно. Изменить массовое сознание людей, воспитать экологически грамотное поколение можно лишь создав условия, стимулирующие эту работу.

Значит, помимо формирования современной инфраструктуры и оптимальной схемы организации обращения с отходами, в межведомственную программу обязательно должны быть включены меры по развитию малого бизнеса в области переработки вторсырья (имеется в виду субсидирование процентных ставок по кредитам, предоставление бизнес-площадок), и повышению экологической культуры у населения. Опыт всего мира говорит, что наши усилия без этих направлений не будут достаточно эффективны и перспективны.

Для координации создания в крае системы безопасного обращения с отходами - на первом этапе - представляется необходимым образование межведомственной комиссии. Она, во время регулярных встреч, может наблюдать и обсуждать ход исполнения принятых решений руководителями территорий и должностных лиц органов исполнительной власти и спрашивать за неисполнение.

Совместно с депутатами краевой Думы мы сможем сформировать необходимую правовую базу, включая подготовку отдельного Закона об обращении с отходами на территории края.
Косуля – жительница ставропольских лесов – просит не мусорить в ее «доме». Дизайн-проект социальной рекламы министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края.

Особая роль в деле формирования в обществе экологической культуры принадлежит средствам массовой информации. От их внимания к проблемам экологии, грамотной позиции и творческой работы во многом зависит результат наших общих усилий.

Конечно, эта сложная работа - не на один год. Она имеет начало, но не имеет конца.

- Николай Сергеевич, все предложения министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды края Правительством были дружно приняты, поручения розданы участникам предстоящей работы. К ней, в хорошем смысле, приковано всеобщее внимание, и важно, чтобы ценные рабочие идеи не утонули в чиновничьей волоките. Какие первые шаги уже предприняты?

Н.С.: Все, которые расписаны в поручениях Правительства края. Параллельно обсуждается возможность создания ГУПа, как в Башкирии. Но давайте вернёмся к этому разговору позже. Главное, что понимание у членов Правительства мы нашли, - теперь настало время действовать.

Текст подготовила
Алла Марьясова

Тел. (для прессы): 94-20-03, 8-919-740-24-01
e-mail: mprsk_press@estav.ru
Официальный сайт: www.mpr.stavkray.ru
Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru