ИНФОРМЕРЫ
АКТУАЛЬНО

В министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края прошло заседание коллегии

14.04.2014

Работу коллегии возглавил министр Андрей Георгиевич Хлопянов. В заседании приняли участие Виктор Иванович Лозовой, заместитель председателя Думы Ставропольского края, член комитета по природопользованию, экологии, курортно-туристической деятельности Думы Ставропольского края; Изольда Олеговна Лысенко, заведующая кафедрой экологии и ландшафтного строительства Ставропольского государственного аграрного университета; Геннадий Федорович Долинский, заместитель руководителя Кубанского бассейнового водного управления – начальник отдела водных ресурсов по Ставропольскому краю; Нелли Анатольевна Кравченко, начальник Ставропольского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – филиал ФГБУ «Северо-Кавказская УГМС», главы и представители администраций муниципальных образований и районов края.

Заместитель министра Юрий Иванович Гриднев рассказал о работе министерства по сохранению редких и исчезающих видов растений и животных на территории края. Сохранение естественных природных систем, поддержание их целостности – одно из приоритетных направлений деятельности министерства. Юрий Иванович вспомнил известный рассказ писателя Рэя Брэдбери «И грянул гром»: даже случайно убитая бабочка в прошлом может полностью изменить жизнь общества в будущем. Сокращение или исчезновение даже одного вида животных или растений может исказить облик всей планеты. Одним из способов избежать этого является ведение Красной книги. Переизданная в 2013 году Красная книга Ставропольского края – результат десятилетнего труда ученых края, сотрудников министерства. В нее занесены 179 видов животных и 333 вида растений и грибов, которые являются редкими, либо имеют тенденцию к сокращению численности и ареала, или находятся под угрозой исчезновения. Красная книга – это не только официальный документ, согласно которому осуществляется охрана редких и исчезающих видов, но и некий сигнал тревоги, призыв к активным действиям в защиту десятков видов животных и растений.

Помимо Красной книги министерством разработана Стратегия сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений на территории Ставропольского края, Методика исчисления размеров вреда, причиненного объектам животного и растительного мира, занесенным в Красную книгу Ставропольского края. Большое внимание уделяется борьбе с браконьерством, бесконтрольному использованию ядохимикатов. Ведется активная работа по экологическому воспитанию населения, особенно подрастающего поколения: изготовлены и размещены информационные баннеры, а также брошюры, календари и буклеты, которые были распространены по всем общеобразовательным учреждениям, детским садам, вузам, библиотекам. Но чтобы обеспечить эти учреждения Красной книгой, необходимо более 2 тысяч экземпляров, а их было опубликовано всего 250 в 2013 году. Поэтому на официальном сайте министерства была размещена интерактивная версия Красной книги. Юрий Иванович Гриднев рассказал также, что сейчас планируется выпуск Красной книги в электронном виде – на компакт-дисках.

О состоянии окружающей среды в крае в 2013 году и о мерах по ее улучшению доложила заместитель министра Ольга Викторовна Григорьева. В целом экологическая обстановка в крае в 2013 году характеризовалась как благоприятная, в рейтинге регионов России по качеству жизни Ставрополье поднялось с 11 места на 4ое. В 2013 году, который был объявлен Годом охраны окружающей среды, к работе по охране природы активно привлекалось население Ставропольского края. Так, по результатам и числу участников Всероссийского экологического субботника «Зеленая Россия» Ставрополье стало одним из лидеров. На уборку в рамках Акции вышли более 45тысяч жителей края.

Впервые на заседании коллегии рассматривался вопрос о предоставлении водных объектов в пользование на основании договора водопользования, в том числе для рекреационных целей. Сложность данного вопроса и необходимость его рассмотрения и обсуждения, как доложил заместитель министра Дмитрий Михайлович Дегтярев, связана с тем, что в решении вопросов задействованы и региональные, и федеральные органы исполнительной власти. Ставропольский край – единственный субъект Российской Федерации, который входит в границы трех бассейновых округов: Кубанского, Донского и Западно-Каспийского, причем собственные ресурсы пресных поверхностных вод края достаточно скудны. Министерство в рамках переданных полномочий осуществляет предоставление водных объектов или его частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории края, в пользование. Чаще всего право на водные объекты приобретается для использования в рекреационных целях. В настоящее время по результатам аукционов заключено и зарегистрировано 145 договоров водопользования.

Часто возникает проблема одновременного предоставления водных объектов министерством сельского хозяйства края для осуществления товарного рыбоводства и министерством природных ресурсов для рекреации. В результате возникают разногласия между водопользователями и предпринимателями.

О необходимости внесения изменений в законодательство говорили многие участники заседания. Было высказано предложение о создании реестра, в котором было бы строго разграничено, какие объекты выдаются для рекреации, а какие – для рыбоводства. Как заметил министр А.Г. Хлопянов, нужно не только внести изменения в законодательство, но и навести порядок на местах. И, прежде всего, необходимо провести актуализацию объектов: какие только будут выставляться на аукционах, по каким договоры водопользования уже заключены, по каким возникают спорные вопросы.

Условия использования водных объектов по существующему законодательству с органами местного самоуправления не согласовываются, но это неправильно. Сейчас рассматривается вопрос о необходимости уведомлять глав администраций муниципальных образований, какие водные объекты, находящиеся на их территориях, будут выставляться на аукцион, приглашать представителей администраций на аукционы. Мнение органов местного самоуправления важно, ведь, прежде всего, они наблюдают за тем, используется ли водный объект по условиям договора или нет. Часто договор водопользования заключается для рекреации, а по факту используется для разведения рыбы, или же водопользователями не создаются условия для рекреации: не обустраиваются пляжи, не строятся необходимые сооружения. Так, как доложил заместитель главы администрации Ипатовского муниципального района Н.С. Головинов, ни один из 13 водных объектов в районе, предназначенных для рекреации, не оборудован для отдыха и спорта. Заместитель председателя краевой Думы В.И. Лозовой пообещал в ближайшее время организовать совместную с представителями министерства поездку в Ипатовский район и разобраться в сложившейся ситуации.

О проблемах взаимодействия министерства с администрациями муниципальных образований районов и городов по усилению контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в области обращения с отходами производства и потребления рассказал первый заместитель министра Андрей Валерьевич Елисеев.

Проблема обращения с отходами в современном обществе – одна из наиболее острых. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды края осуществляет государственный надзор в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности; участвует в организации обеспечения населения информацией в области обращения с отходами; устанавливает лимиты на размещение отходов для объектов хозяйственной и иной деятельности. Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами государственной власти Ставропольского края, в том числе, с органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края.

В 2013 году инспекторским составом министерства, осуществляющим государственный экологический надзор, было проведено 624 контрольных мероприятия по обеспечению требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, из них 22 проверки в отношении органов местного самоуправления. В ходе указанных мероприятий было выявлено 676 нарушений, наложено штрафов на сумму более 5 млн. рублей. Как показали проведенные в отношении муниципальных органов власти проверки, полномочия в области охраны окружающей среды выполняются ими не в полном объеме, в связи с чем большинство хозяйствующих субъектов постоянно сталкиваются с проблемами сбора, вывоза и захоронения отходов, образованных в результате их деятельности. На территории края всего 7 документально оформленных в соответствии с действующим законодательством полигонов твердых бытовых отходов. Все отходы, образующиеся на территориях районов, размещаются на временных площадках хранения, где чаще всего не соблюдаются экологические требования и установленные правила при эксплуатации площадок временного складирования отходов: периодически происходит возгорание мусора, из-за отсутствия ограждения территории свалки легкие фракции мусора разлетаются на значительное расстояние, захламляя прилегающие территории, отходы зачастую складируются за пределами площадок.

На территории края до сих пор не решен вопрос о селективном сборе отходов и по организации сети приёмных пунктов вторсырья для сбора пластмасс, стекла, ветоши и других отходов. Отмечается нехватка и высокий износ имеющейся техники, необходимого количества контейнерных площадок и контейнеров. Существует проблема организации временного хранения ртутьсодержащих отходов, отсутствует обученный персонал по работе с опасными отходами.

Вся суть проблемы утилизации и размещения отходов заключается в том, что в законодательстве четко не прописаны полномочия всех органов исполнительной власти – от муниципалитетов до краевых структур: кто, что и как должен делать.

Министерство ведет разъяснительную работу с сотрудниками администраций муниципальных образований и предпринимателями, в администрациях районов и городов края, регулярно проводятся семинары и совещания, на которых рассматриваются вопросы в области обращения с отходами производства и потребления, внесения платы за размещение отходов производства и потребления, а также постановки на учет предприятий в качестве природопользователей. Таких совещаний в 2013 году министерством было проведено 32, по результатам которых 1125 хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по обращению с отходами производства и потребления обеспечили соблюдение требований законодательства в данной области: заключили договора на обращение с отходами со специализированными организациями, провели паспортизацию опасных отходов, образующихся в результате их хозяйственной деятельности, регулярно вносят плату за размещение отходов.

- Мы ждем изменений в законодательстве, – говорит министр А.Г. Хлопянов. – Но живем мы сегодня, наводить чистоту нужно сегодня. Дорого – не дорого, но горы мусора нужно убирать.

В.И. Лозовой, рассказал, что сейчас в Думе РФ на рассмотрении находится документ, касающийся накопления, сбора и утилизации ТБО. Основная концепция такова: делегировать полномочия в субъекты, чтобы, например, Ставропольский край сам разрабатывал методику накопления, вопрос ценовой политики, вопросы сбора, сортировки, доставки и утилизации ТБО. Муниципалитеты, и особенно, по мнению Виктора Ивановича, Арзгирский, Апанасенковский, Туркменский районы, такие вопросы не смогут решить, и прежде всего, финансово.

Одним из способов решения проблемы отходов в ближайшее время может стать недавно принятый проект по очистке края. Суть его в том, чтобы из перерабатываемых твердых бытовых отходов получать энергию.

В целом же то, как быстро мы решим проблему отходов, да и все другие экологические проблемы, зависит от каждого отдельного человека.

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru